произведения известных художников
Антропов Алексей Петрович
14.03.1716, Санкт-Петербург — 12.06.1795, там же
Портретист, декоратор, иконописец (по свидетельству самого художника, выполнял также миниатюры на эмали).
Сын солдата лейб-гвардии Семеновского полка, работавшего также слесарным и инструментальным мастером вначале при санкт-петербургском Оружейном дворе, затем при Канцелярии от строений в Санкт-Петербурге. С 1739 г. А.П. Антропов состоял в "живописной команде" ведомства Канцелярии от строений. Учился у Л. Каравака, А.,М. Матвеева, М.А. Захарова и И.Я. Вишнякова. Участвовал в декоративных росписях Зимнего дворца, Летнего дворца, Аничкова дворца и Нового Оперного дома, работал в Петергофе. В 1745 г. писал иконы для Троицкой церкви в Санкт-Петербурге и плафон в дворцовой церкви Царского села. С 1752 по 1755 г. жил в Киеве, работал над росписями Андреевского собора. В 1758 г. вернулся в Петербург и вновь стал работать в "живописной" команде И.Я. Вишнякова.
В 1759 г. был определен живописным мастером в Московский университет. В 1761 г. получил должность надзирателя за живописцами и иконописцами в Синоде, где проработал до конца жизни. В 1762—1763 гг. участвовал в оформлении коронационных торжеств императрицы Екатерины II. Держал частную школу. В 1789 г. передал свой дом Приказу общественного призрения для устройства в нем народного училища. Среди его учеников — Д.Г. Левицкий и П.С. Дрождин.
Портретная серия правителей династии Романовых, посту-пившая из мраморного дворца
Ведекинд Иоганн Генрих
15.08.1674, Германия – 08.10.1736, Санкт-Петербург
Живописец, портретист, миниатюрист. Учился у Э.В. Лондисера. В Любеке в Мариенкирхе находился портрет-эпитафия пастора М.Б. Крехтинга, подписной и датированный 1698 г. Гражданин Ревеля с 1701 г. В Ревельских архивах упоминается с 1704 г. В 1715 г. работал в Гетеборге, затем в Риге и Нарве. Неоднократно выполнял портреты короля Карла XII, в том числе конный портрет. В начале 1720-х гг. работал в Санкт-Петербурге. В январе 1725 г. окончательно переехал в Петербург. Писал картины, портреты, пользовался известностью как хороший копиист. В 1725 г. Екатерина купила у художника четыре картины на евангельские и аллегорические сюжеты, заказал шесть портретов: Петра I на смертном одре, великих княжон Елизаветы Петровны и Анны Петровны и герцога Голштинского, жениха Анны Петровны. С 1732 г. преподавал рисование при кадетском корпусе, в 1734–1736 гг. числился живописцем. По заказу императрицы Анны Иоанновны писал копии портретов: ее отца Ивана V Алексеевича, сестер Прасковьи и Екатерины, Прасковьи Федоровны, Петра I и Екатерины I.
Портрет короля Карла XII
Первая четверть XVIII в.
Холст; масло
Жерар Франсуа
04.05.1770, Рим – 11.01.1837, Париж
Живописец, портретист. Писал картины на исторические и мифологические сюжеты. Сын итальянки и интенданта кардинала де Берниса, до двенадцати лет жил в Риме. С 1782 г., переехав в Париж, учился рисунку у скульптора О. Пажу, а с 1784 г. – у живописца Н.-Г. Брене. В 1785 г. поступил в мастерскую Ж-Л. Давида. Выполнил иллюстрации к произведениям Вергилия и Расина. В 1793 г. участвовал в конкурсе на лучшую композицию, представляющую заседание Конвента 10 августа 1792 г., и стал победителем. Исполнял картины для императорских дворцов. В память о победе при Аустерлице выполнил по заказу императора Наполеона I картину для плафона дворца в Тюильри, которую после возвращения Бурбонов перенесли в галерею битв Версальского дворца. В 1814 г. написал портрет короля Людовика XVIII звание живописца короля.
Портрет императора Наполеона I
Вторая половина 1800-х – начало 1810-х гг.
Холст; масло
Происходит из городской ратуши Брюсселя. Поднесен казаками своему командиру А.Х. Бенкендорфу. В 1851 г. поднесен статс-дамой графиней Е.А. Бенкендорф императору Николаю I, по повелению которого в том же году помещен в экспозицию Оружейной палаты.
Кюнель Фридрих (Федор Федорович)
1766, Дипполдисвальде (?) – 1841, Москва (?)
Портретист, автор исторических картин. Живописец, рисовальщик, работал в технике акварели и миниатюры. Принадлежал к роду саксонских живописцев. Учился у своего отца Х. Кюнеля, живописца Мейсенской фарфоровой мануфактуры, затем в Академии художеств в Дрездене у Дж. Шеннау и Ф. Казановы. С конца 1780-х работал в Санкт-Петербурге. Переехав в Москву, преподавал рисунок в Московском университете. Один из инициаторов открытия в Москве натурного класса (1832), преобразованного позднее в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Исполнил портреты известных деятелей русской культуры и науки для издания П.П. Бекетова.
Портрет императрицы Марии Федоровны
1823
Холст; масло
Из портретной серии правителей династии Романовых, созданной по распоряжению князя Н.Б. Юсупова
Молчанов Григорий Дмитриевич
1729 (1732), Москва – до 1786, там же (?)
Живописец, копиист, декоратор. Сын иконописца Д. Яковлева. С 1744 г. в штате Московской Гофинтендантской конторы. В 1752–1757 гг. работал в Царском Селе под руководством Д. Валериани. В 1755 г. участвовал в исполнении декораций к опере «Александр Македонский». В 1757 г. был вызван Ф.Б. Растрелли для написания плафона в «новом зимнем деревянном доме». В 1765 г. состоял в штате Канцелярии от строений и получил чин «подмастерья живописных дел прапорщичья ранга». Участвовал в декоративном оформлении Мраморного дворца. С 1767 до 1791 г. числился служащим в Дирекции Императорских театров.
Портрет царя Ивана Алексеевича
1772
Холст; масло
Портрет царевича Алексея Петровича
Последняя четверть XVIII в. (?)
Холст; масло
Происходит из Кладовой Императорского Эрмитажа. 25 февраля 1827 г. отправлен в Москву для размещения по усмотрению князя Н.Б. Юсупова в Мастерской и Оружейной палате или в Кремлевском дворце. Поступил из Кладовой Московского Кремлевского дворца в 1838 г.
Лагрене Ансельм Франсуа Младший
14.12.1774, Париж – 27.04.1832, там же
Живописец, миниатюрист, рисовальщик. Сын французского художника Л. Лагрене Старшего. Учился у своего отца, затем у Ф.А. Венсана. С 1799 по 1831 г. выставлял свои работы в парижском Салоне. В 1817 г. приехал в Санкт-Петербург, где за восемь лет выполнил большое число миниатюрных портретов представителей знати, нередко стилизуя их под античные камеи.
Портрет великого князя Константина Павловича ребенком
Первая четверть XVIII в. (после 1817)
Холст; масло
Из портретной серии правителей династии Романовых, созданной по распоряжению князя Н.Б. Юсупова
Пэн Антуан
1683, Париж – 1757, Берлин
Портретист, автор произведений на исторические и религиозные темы. Во Франции учился у своего отца Т. Пэна и дяди Ш. де Ла Фосса, директора Королевской академии художеств и придворного художника короля Людовика XIV. С 1705 по 1710 г. в качестве стипендиата французской Академии художеств продолжил обучение в Венеции, Неаполе и Риме. На протяжении сорока семи лет А. Пэн работал в Берлине. С 1711 г. был придворным живописцем прусских королей Фридриха I, Фридриха Вильгельма I и Фридриха II. С 1720 г. член Парижской академии художеств, с1722 г. директор Берлинской академии искусств.
Портрет царевны Екатерины Ивановны, герцогини Мекленбург-Шверинской
Первая четверть XVIII в. (не ранее 1716)
Холст; масло
Происходит из Кладовой Императорского Эрмитажа. 25 февраля 1827 г. отправлен в Москву для размещения по усмотрению Н.Б. Юсупова в Мастерской и Оружейной палате или Кремлевском дворце. Поступил из Кладовой Коломенского дворца в селе Коломенском в 1861 г.
Таннауер Иоганн Гофрид
1680, Саксония (Швабия?) – 1737 (1733?), Санкт-Петербург
Немецкий живописец, портретист, миниатюрист, писал исторические картины, рисовал тушью. Работал в России с 1711 по 1737 (1733?). Первоначально занимался часовым делом и музыкой. Живописи учился в Венеции у С. Бомбелли. Затем жил в Голландии, где копировал произведения П.П. Рубенса. Будучи за границей, император Петр I по рекомендации художника Я. Купецкого пригласил И.Г. Таннауера в Россию. 1 октября 1710 г. в Вене барон Урбих заключил контракт о поступлении Таннауера на русскую службу в качестве живописца. В марте 1711 г. он приехал в Смоленск. Сопровождал императора Петра I в Прутском походе, затем поселился в Петербург. Был придворным живописцем, назначен Петром I гофмалером, в этой должности состоял до 1727 г.
Портрет Петра I
1716
Холст; масло
Происходит из Кладовой Императорского Эрмитажа. Поступил из Императорского Эрмитажа в 1835 г.
Титов Иван
1680, Саксония (Швабия?) – 1737 (1733?), Санкт-Петербург
Живописец, иконописец. Крепостной художник графа А.П. Бестужева-Рюмина. Проживал в имении Горетово Можайского уезда Московской губернии
Портрет графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина
Село Горетово, 1759
Холст; масло