Со второй половины XIX в. произведения изобразительного искусства находились почти во всех разделах Оружейной палаты. Присутствуя в Оружейном, Трофейном, Портретном, Каретном, Модельном, Серебряном и Коронном залах Оружейной палаты, они составляли неотъемлемую и органичную часть экспозиционного ансамбля. Однако значение произведений изобразительного искусства в Оружейной палате не ограничивалось вспомогательной ролью красочного убранства и иллюстративного дополнения к сокровищнице. Их роль была гораздо более важной и значительной, особенно это относилось к портретам правителей России, которые активно формировали идейную программу музея, сформулированную главноначальствующим Экспедицией Кремлевского строения П.С. Валуевым. В проекте, направленном им Александру I , Оружейная палата получила четкое и емкое определение – «Самодержавнейший музеум», в котором монаршие портреты выполняли высшую государственную функцию репрезентации и торжественного прославления власти.
С завершением в 1851 г. сооружения нового музейного здания у Боровицких ворот Оружейная палата становится непосредственной частью Большого Кремлевского дворца. В масштабном строительном замысле в Московском Кремле середины XIX в. Оружейной палате отведена важная роль своеобразного исторического пролога к московской императорской резиденции, не имевшей собственного собрания царских и императорских парадных портретов, целиком сосредоточенных в музейном здании. Портретная галерея Оружейной палаты создавала своего рода политическую хронику в лицах и персонализировала историю Российского государства.
Идеологическая аура, издревле окружавшая особу самодержцев, выражалась во всех формах официального государственного обихода русского императорского двора, частью которого были парадные монаршие портреты. Воплощая государственную политическую программу абсолютизма, они формировали в Оружейной палате особое панегирическое пространство, где наиболее громко звучала триумфальная тема, изначально заложенная в экспозиционной программе музея. Одним из ее реализации стал санкционированный лично Николаем I прием обрамления портретов арматурами – пышными композициями, составленных из подлинных знамен, боевых секир, мечей, элементов доспехов и других знаков воинской славы.
Деятельность государей на международной арене отразили выставленные в залах музея трофеи, как зримые материальные результаты их царствований, направленных на защиту отечества и расширение его пределов. Значительная часть подобных предметов экспонировалась в Оружейной палате в специально отведенном для них Трофейном зале и располагались под ногами царственных особ, изображенных на портретах. Так под портретом императора Петра I стояли носилки шведского короля Карла XII и другие трофеи Полтавской баталии. Под изображением императрицы Екатерины II среди других предметов лежали ключи от взятых в ходе русско-турецких войн городов: Килии, Бендер, Аккермана, Еникополя, Перекопа и Ясс.
Имперское понимание национальных древностей и символов государственного могущества, хранимых в Оружейной палате, в эпоху Николая I выразилось в создании синтетического образа Российской монархии. Он был воплощен в Коронном зале музея, являвшимся средоточием ее идейного пространства, в котором «Зрелище Славы Российской» достигало своей кульминации. Смысловым эквивалентом этой развернутой в прошлое России исторической перспективы служит серия живописных портретов членов династий Рюриковичей и Романовых. В отличие от других портретов, находившихся в интерьерах Оружейной палаты, их изображения расположены в строгой хронологической последовательности правлений, при которых происходило расширение территории государства, что обозначено гербами на решетке. Портретная серия Коронного зала представляет собой генеалогический свод титулярно-геральдического содержания, сохранявшего актуальность на протяжении всего существования монархии и восходящего к самому раннему в России памятнику такого рода – «Титулярнику» 1672 г. В нем персоны государей сопровождаются надписаниями их имен, титулов и изображениями государственных гербов и печатей. Каждое из княжеских и царских изображений, составляющих серию, снабжено фигурным картушем в котором заключена краткая литературная аннотация к правлениям, закрепляющая в памяти потомков не только исторически деяния венценосцев, но также дату их смерти.