произведения известных художников
Адам Альбрехт
16.04.1786, Нердлинген – 28.08.1862, Мюнхен
Живописец, рисовальщик, гравер и литограф. Баталист, анималист и портретист. Родился в семье кондитера и торговца специями. В 1804–1805 гг. обучался в рисовальной школе в Нюрнберге. С 1807 г. работал в Мюнхене, посещал Королевскую картинную галерею. В 1809 г. стал придворным живописцем вице-короля Италии Евгения Богарне. В том же году принимал участие в походе Наполеона на Австрию. С 10 июня в качестве художника сопровождал войска Наполеона в походе на Россию, прошел весь путь до Москвы и был свидетелем всех баталий. Писал батальные композиции по заказу императора Николая I.
Серия батальных композиций на сюжеты «Русского похода» наполеоновской армии 1812–1813 гг., созданная А. Адамом
В серию входят картины: «Переправа наполеоновских войск через Березину», «Выезд императора Наполеона из Кремля», «Отступление наполеоновских войск из России».
А. Адам, вступивший в Москву вместе с наполеоновской армией 14 сентября 1812 г., мог быть непосредственным очевидцем состоявшегося 16 сентября выезда из Кремля Наполеона и его свиты, о чем косвенно свидетельствуют изображенные на картине с большой долей достоверности архитектурные памятники Кремля. 5 октября А. Адам получил отпуск и покинул Россию.
В основу написанных в Германии картин на тему отступления наполеоновских войск из России положены выполненные с натуры зарисовки «живописного дневника», который А. Адам вел в России, и впечатления о трагических тяготах войны, полученные в результате его участия в наполеоновской кампании 1812 г.
Картины были приобретены у автора по распоряжению Николая I для украшения императорских дворцов. С середины XIX в. они оформляли императорский кабинет в Большом Кремлевском дворце наряду с произведениями, посвященными войне 1812 г., других западноевропейских художников-баталистов.
Картины поступили из Большого Кремлевского дворца до 1938 г.
Переправа наполеоновских войск через Березину
1830
Холст; масло
Отступление наполеоновских войск из России
1841
Холст; масло
Айвазовский (Гайвазовский) Иван (Оганес) Константинович
19 июля 1817, Феодосия – 2 мая 1900, Феодосия
Живописец, работал в технике рисунка, с использованием сепии, гуаши и акварели. Пейзажист, маринист, автор произведений на сюжеты истории русского флота и морских баталий, из античной мифологии, на библейские и евангельские темы, писал портреты и виды городов.
Родился в семье мелкого торговца, старосты феодосийского базара. Учился в Императорской Академии художеств (1833–1839). В 1836 г. за картину «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» награжден малой золотой медалью. Летом 1836 г. участвовал в плавании кораблей Балтийского флота по Финскому заливу. С марта 1837 г. по распоряжению императора Николая I причислен к классу батальной живописи А.И. Зауервейда «для занятия морской военной живописью». В 1837 г. «за написанные три морские вида…» награжден большой золотой медалью. В 1838 г. в качестве пенсионера Императорской Академии художеств был отправлен для усовершенствования в Крым. В 1839 г. получил звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки за границу. В 1840 г. вернулся в Санкт-Петербург и в том же году уехал в Италию. Жил в Риме, неоднократно бывал в Венеции, Флоренции, Неаполе, Триесте. За годы пенсионерства посетил Францию, Голландию, Бельгию, Англию, Португалию, Испанию и остров Мальта. В 1844 г. на два года раньше окончания пенсионерского срока по собственной просьбе вернулся в Санкт-Петербург. В том же году удостоен звания академика. Участвовал в маневрах Черноморского и Балтийского флотов (1845, 1846, 1851). В 1847 г. получил звание профессора Императорской Академии художеств в связи с открытием в Феодосии при мастерской И.К. Айвозовского руководимой им художественной школы под названием «Общая мастерская». С 1848 г. жил в Феодосии. В зимнее время выезжал в Санкт-Петербург и совершал путешествия. В 1880 г. открыл в Феодосии картинную галерею и завещал городу все картины. В 1881 г. удостоен звания почетного гражданина Феодосии. Предпринимал неоднократные поездки по России и за границу. Член совета Императорской Академии художеств (1855). С 1887 г. – почетный член Императорской Академии художеств. В том же году была выбита медаль в честь 50-летия художественной деятельности Айвазовского. Почетный член ряда европейских академий художеств. Начиная с 1844 г. российское правительство регулярно награждало И.К. Айвазовского орденами и знаками отличия.
Пожар Москвы в 1812
1851
Холст; масло
Панорама Москвы с храмом Христа Спасителя
Вторая половина 1800-х – начало 1810-х гг.
1851
Холст; масло
Багрецов Д.П.
Художник известен по подписи на картине.
До настоящего времени сведения о художнике не обнаружены. По всей видимости, автор происходит из семьи священнослужителей Багрецовых, к которой, в частности, принадлежали церковный писатель Л.М. Багрецов и регент хора при Чудовом монастыре композитор Ф.А. Багрецов.
Портрет игуменьи Евгении (Е.С. Озеровой)
Последняя треть XIX в.
Холст; масло
Демидов Василий Кузьмич
? – до 1848
Исторический живописец, писал жанровые картины, иконы для церквей. Состоял мастеровым роты Главного штаба Конюшенного ведомства в чине унтер-офицера. С 1833 г. по ходатайству шталмейстера двора князя В.В. Долгорукова посещал рисовальные и живописные классы Императорской Академии художеств. На выставку Императорской Академии художеств 1833 г. представил картины «Торжественное шествие султана верхом и свиты его в мечеть во время Байрама», «Аллегория. Мир с Турцией», «Возвращение институтки в семейство», «Государь, показывающий наследнику бюст Петра Великого» и другие работы, обратившие на себя внимание художников и публики. В 1839 г. за картину «Последний бой Ермака» признан «назначенным» в академики.
Освобождение Москвы князем Пожарским и Мининым
1836
Холст; масло
Козлов Гавриил Игнатьевич
1738 (?), Москва – 22.05.1791, Санкт-Петербург
Исторический живописец, рисовальщик. Крепостной князя П.Ф. Тюфякина. В 1753–1756 гг. работал в Царском Селе под руководством А. Перезинотти, П. Градицци, Д. Валериани. В 1755 г. зачислен в живописную команду Канцелярии от строений, с 1760 г. живописный подмастерье. В 1762 г. на первой публичной выставке Императорской Академии художеств экспонировал картину «Отречение апостола Петра», после чего получил звание адъюнкта. В 1765 г. произведен в академики, с 1771 г. профессор исторической живописи. Исполнял декорации для придворного театра, делал рисунки для патентов и дипломов Академии художеств, для «Устава о воспитании благородных девиц», для орденских сервизов. В 1770-х гг. работал над эскизами плафонов для проектировавшегося В.И. Баженовым Большого Кремлевского дворца в Московском Кремле. С 1779 г. директор Императорской Шпалерной мануфактуры. Помимо Академии, преподавал в собственной школе.
Благоверный князь Михаил Черниговский в успении
1771–1773
Медь; масло
Моллер (фон) Федор (Отто Фридрих) Антонович
30 мая 1812, Кронштадт – 21 июня 1874, Санкт-Петербург
Живописец, портретист, рисовальщик. Писал исторические и жанровые картины. Сын адмирала, бывшего морского министра. Начал свою карьеру офицером Семеновского полка, был адъютантом при командире гвардейского корпуса. В свободное от службы время посещал рисовальные классы Императорской Академии художеств. В 1830 г. участвовал в польской компании. Продолжая посещать классы Академии, в 1835 г. получил вторую золотую медаль за успехи в рисунке. После приезда из-за границы в Санкт-Петербург К.П. Брюллова Ф.А. Моллер стал его учеником и последователем, вышел в отставку. В 1837 г. за картину, изображающую семью его отца, получил первую золотую медаль и звание назначенного в академики. Отправился за свой счёт за границу и в 1840 г. прислал из Рима картину «Поцелуй», приобретенную императором Николаем I для собственных покоев, за которую получил звание академика и пенсионерское содержание на два года. Снова отправившись в Италию, испытал влияние И.Ф. Овербека и живущих в Риме немецких прерафаэлитов, что заметно проявилось в картине «Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий». За эту картину, представленную на академической выставке 1856 г. и на Всемирной выставке в Лондоне, Ф.А. Моллер получил звание профессора исторической живописи и владимирский крест.
Серия картин на тему деяний Святого Александра Невского
Состоит из шести выполненных в академическом стиле крупноформатных живописных полотен. Серия создавалась в 1862–1866 гг. по заказу императорского двора для украшения Александровского зала Большого Кремлевского дворца, сооруженного в Кремле в 1849 г. по проекту архитектора К.А. Тона, при участии Ф.Ф. Рихтера, Н.И. Чичагова, В.А. Бакарева, П.А. Герасимова.
В советское время на месте Александровского и Андреевского залов находился зал заседания Верховного совета СССР. После их воссоздания в 1995–1999 гг. шесть картин живописной серии вернулись на свое историческое место на торцевых стенах Александровского зала Большого Кремлевского дворца. Два медальона с изображением Александра Невского в монашеском и княжеском облачениях заменены на копии, выполненные с утраченных оригиналов Ф.А. Моллера в конце ХХ в.
Сверчков Николай Егорович
1817, Санкт-Петербург – 1898 (?), там же
Живописец, анималист, пейзажист, баталист, писал исторические и жанровые картины. Родился в семье сотрудника ведомства придворных конюшен. В 1833–1842 гг. служил в Министерстве внутренних дел, работал на Хреновском и Чесменском конных заводах. Одновременно увлекался живописью, писал по заказам заводчиков «портреты» знаменитых рысаков. В 1840-х гг. поступил в Императорскую академию художеств вольнослушателем. Создал картины из русского народного быта. В 1852 г. Академия художеств присудила Н.Е. Сверчкову звание академика за картину «Помещичья тройка, пересекающая на всем скаку цепь обоза, тянущегося по большой дороге». Через три года получил звание профессора за картину «Грузные экипаж с пассажирами тянется в летний знойный день по тяжелой песчаной дороге измученными шестью почтовыми лошадьми». По частным и официальным заказам членов императорской фамилии исполнил множество охотничьих сцен. С 1856 г. получает известность за границей. За выставленную в парижском салоне картину «Возвращение с медвежьей охоты», которая позднее была приобретена французским императором Наполеоном III, был награжден орденом Почетного легиона. Автор многочисленных крупноформатных полотен на сюжеты из древней русской истории. Среди них «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте около Москвы», «Медвежьи бои при царе Иване Грозном». Н.Е. Сверчковым исполнено около двухсот сорока картин и более тысячи рисунков и акварелей. Кроме живописи Н.Е. Сверчков занимался лепкой.
Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 г.
1864
Холст; масло
Выезд царя Ивана Васильевича на богомолье
1875
Холст; масло
Свиньин Павел Петрович
19 июня 1787, усадьба Ефремово Галичского уезда Костромской губернии – 21 апреля 1839, (?)
Журналист, издатель, писатель, путешественник, этнограф, археолог, краевед, коллекционер, рисовальщик, акварелист и живописец. В 1802 г. окончил с серебряной медалью Благородный пансион при Московском Университете. В 1805–1806 гг. служил в Московском архиве коллегии иностранных дел в должности архивариуса. С 8 августа 1806 г. до конца 1807 г. находился в качестве переводчика при военной эскадре под командованием вице-адмирала Д.Н. Сенявина. На корабле «Рафаил» совершил плавание по Средиземному морю. Посещал классы в Императорской Академии художеств. В 1810 г. представил две картины: «Пейзаж» и «Казаки, ведущие пленных турок». 1 сентября 1811 г. за композицию «Отдых князя Италийского графа Суворова Рымникского по одержанию победы» был избран академиком.
Находясь в Филадельфии до 8 июля 1812 г. выполнил семьдесят восемь акварелей с видами Америки. В 1814–1818 гг. издал несколько книг путевых очерков, в том числе «Воспоминания на флоте». 25 марта 1824 г. определен Высочайшим рескриптом на имя действительного тайного советника князя Н.Б. Юсупова определен почетным членом Оружейной палаты. Составил первый путеводитель по Оружейной палате – «Указатель главнейших достопримечательностей, сохраняющихся в Мастерской и Оружейной палате» (1826).
26 сентября 1827 г. избран почетным вольным общником Императорской Академии художеств, также был членом Общества любителей Российской словесности, Вольного экономического и Минералогического обществ, с 1833 – член Российской академии наук.
Вид Сиракуз с приморской стороны
1811
Холст; масло